Адлет Барменкулов: «Моя большая мечта, чтобы футболу был присвоен статус национального проекта»

Адлет Барменкулов: «Моя большая мечта, чтобы футболу был присвоен статус национального проекта»

05 June 2022, 10:00
Президент Казахстанской федерации футбола Адлет Барменкулов в интервью YOUTUBE-каналу Baitassov LIVE ответил на вопросы, касающиеся работы федерации, финансирования и развития футбола в стране.

Сегодня у нас интересный гость. Мы знакомы еще со студенчества. В одних дворах играли в футбол. Адлет Назарбаевич Барменкулов.

В конце февраля 2022 года Вы были избраны на пост Президента федерации. Вся страна наблюдала за ходом голосования. В этом году оно проводилось в стиле «Жаңа Қазақстан» - публично, где каждый из кандидатов представлял свою программу развития футбола в стране. Такая программа была и у вас. И вот прошло почти сто дней с момента Вашего избрания. Поменялось ли за это время Ваше представление о состоянии футбола в Казахстане?

– Мнение не поменялось. Более того, все наши гипотезы и предположения нашли подтверждение проведенными специалистами УЕФА исследованиями. На сегодня казахстанский футбол – это проблемная индустрия, но с большой перспективой. Поэтому перед федерацией сейчас стоит задача с повышенной сложностью.

– Сборная Казахстана не блещет успехами, а это также повышает сложность. Общество разочаровано в футболе. В чем кроется причина?

– Причина в эффективности управления. Если говорить о системе управления, существуют критерии международных футбольных организаций, которые оценивают работу национальных федераций по 3-м уровням: продвинутый, развитый и развивающийся. Сегодня мы находимся на развивающемся уровне.

Поэтому с первого дня мы приступили к формированию системы управления футболом, начиная с региональных федераций и заканчивая институтом национальных сборных.

Будут развиваться клубы, будет развиваться и сборная?

– Абсолютно. Важность развития клубов была озвучена и в предыдущих стратегиях. Соответствующие задачи ставились. И моими предшественниками говорилось, что сильные клубы – это сильная сборная. Проводились также серьезные исследования. И стратегии были хорошими. Проблема в реализации стратегий и программ. Поэтому я и делаю ставку на систему управления. Вся проблема в эффективности управления.

– А как должна выстраиваться эффективная система управления футболом?

– Футбол — это прежде всего люди. Потенциал человека огромен! Потенциал команды колоссален!

Моя задача – создать условия, в которых этот потенциал сможет проявиться.

А это и есть менеджмент. Но не какой-нибудь, а человекоцентричный.

Нам необходимо создать эффективную среду взаимодействия и наполнить ее критической массой компетентных специалистов.

Где брать специалистов? Это же опять деньги.

– В этом и заключается вопрос. Был проведен глубокий анализ. Понимаем, какая критическая масса нужна, чтобы реализовать стратегию. Сегодня мы готовы на 30%.

Ежедневно идет большая работа, чтобы федерация стала университетом футбольных кадров. И для этого до конца года мы должны открыть школу подготовки футбольных управленцев. С нашими партнерами мы разработали ряд технологий по системе управления. Сейчас на этой базе разрабатывается программа обучения.

Смысл этой школы не в каких-то академических знаниях, а именно в практическом обучении с привлечением лучших экспертов-практиков.

То есть Вы хотите создать кадры, которые будут обучать топ-менеджеров ФК?

– Вопрос стоит в подготовке управленцев. Какой смысл что-либо начинать, делать программы, строить академии, если не подготовлены управленцы. Смысл – вкладывать в людей. Только тогда будет эффект.

А чем вообще занимается федерация?

– Главная задача – создать качественный интересный продукт. Он состоит из трех направлений: конкурентоспособный чемпионат, качественное судейство и институт национальных сборных.

Если говорить о конкурентоспособном чемпионате, до 15 июня мы должны принять решение по системе соревнований. Сейчас напрашивается вывод, что у нас неэффективная система соревнований. Будут повышены требования к профессиональным клубам. В первую очередь, это касается инфраструктуры. Также мы хотим повысить интенсивность игр.

Второе направление – качественное судейство. Основная проблема – кадровый дефицит, квалификация. Мы нашли три решения: необходимо повышение престижа судейской профессии; усиление работы школы молодого арбитра; смена системы оплаты на более прозрачную зарплатную систему. Сегодня судьи получают оплату за каждый отдельный матч, поэтому тут могут возникать вопросы. На судействе был сделан большой акцент и уже есть положительные результаты. Вы можете увидеть это по чемпионату. Достаточно плотная таблица – восемь команд претендуют на первое место. Это хороший показатель. Считаю, что мы повышаем качество судейства.

Я смотрел несколько последних матчей чемпионата. Растет интерес зрителей на стадионах.

– Самое главное для нас – наш болельщик. Федерация выполняет функцию связующего звена между государством и бизнесом. Но всю эту работу мы делаем для болельщиков. Передо мной стоит задача обеспечить вовлеченность болельщиков – от 5-8 млн человек. Тогда будет интересно и бизнесу, и государству. Мы должны сделать из этого реальную работающую систему.

Что по работе национальных сборных предлагает федерация?

- Задача поставлена однозначно – возрождение института национальных сборных. По самому проекту в сентябре федерацией будет представлена полная картина того, что мы собираемся делать и как развивать. Однозначно, будем формировать базу знаний. Мы должны четко видеть, как идет работа по базе игроков. Для этого необходимо создание сильных служб: селекционной, медико-биологической и аналитической. Предварительно, такие основные моменты будут представлены в данной программе.

Вы считаете, что работа федерации должна концентрироваться на создании профессиональных кадров футбола в Казахстане?

– Когда мы говорим о развитии и подготовке кадров, считаю это главным акцентом в работе. Сначала люди, потом проекты. Без этого не будет результата. Однозначно, ставится ребром задача набрать критическую массу компетентных людей. С первого дня, когда говорим о системе управления, мы занимаемся тем, что повышаем квалификацию действующих специалистов. Ставим перед собой задачу развивать новые кадры, поднимать молодежь. Другого выхода нет. Приглашаются западные специалисты, которые сопровождают, и проводят практическое обучение. Скорее всего, в первое время, мы по этому пути и пойдем. В этом я вижу целую миссию всей моей команды. Поэтому я акцентирую внимание на подготовке кадров.

В последнее время очень много критики о необоснованно больших расходах на профессиональный футбол? Что вы скажете по этому поводу?   

– Вопрос не только в расходах на профессиональный футбол, но и на массовый и детско-юношеский футбол. Сегодня все говорят об оптимизации затрат, но никто не поднимает вопрос о рентабельности вложенных средств. Именно с этой точки зрения я бы сказал следующее. Если государство будет рассматривать футбол не как статью затрат, а как объект инвестиций, сразу возникает задача, чтобы каждый вложенный тенге работал эффективно. Если так смотреть, тогда мы получим истину.

Мы сделали запрос в министерства и МИО о предоставлении данных о средствах, которые затрачиваются не только на профессиональный, но и на массовый и детско-юношеский футбол, чтобы определить эффективность.

Мы с УЕФА сейчас разрабатываем программу по социально-экономическим эффектам от футбола. Что мы можем принести стране? Я абсолютно убежден что футбол принесет стране экономические и социальные выгоды.

Для этого нам необходимо завершить анализ социально-экономических эффектов. При необходимости разработать механизм финансирования и выстроить прозрачную систему мониторинга, чтобы отслеживать целевое использование средств. Я говорю не только о государственных средствах. В настоящее время 90 % средств вкладывается государством, 10% спонсорами и частными владельцами.

Сколько денег в год тратится на футбол в Казахстане?

– За этими данными мы как раз и обратились в министерство и МИО. Точных данных пока нет, они все находятся в работе. Мы эту работу проводим параллельно со специалистами из УЕФА, чтобы они помогли правильно произвести расчеты и выяснить, какие ресурсы необходимы, чтобы поднять наш футбол.

В итоге, мы должны получить нормальную футбольную бизнес-индустрию. Я вижу и понимаю, что бизнес развернет свою деятельность только тогда, когда государство создаст фундамент в виде необходимой инфраструктуры. Везде в мире это стандарт, не только у нас. Если государство вкладывает 100 тенге, бизнес принесет 500, это из предварительных расчетов. Я вижу большую перспективу казахстанского футбола.

Для меня открытие, что основной источник – государство. Считал, что по финансированию другие цифры. В других странах также государство финансирует инфраструктуру?

– Полтора года назад проводилось исследование, привлекали специальные компании, рекомендованные УЕФА и ФИФА. Было все тщательно проработано. Должно быть четкое разграничение между профессиональным, массовым и детско-юношеским футболом. Представим идеальную картину. Допустим, бизнес развернул свою деятельность на том, что предоставило государство. Профессиональные клубы в течение времени (примерно четыре года), если начать эту работу, станут частными. Но, в массовый и детско-юношеский футбол государству будет вкладываться интереснее, потому что тут есть и экономические, и социальные выгоды. Что может быть результатом такой работы? При такой организации, никуда не денемся, спортивные результаты будут. Соответственно, для государства плюсы: налоги, рабочие места. За этим стоит здоровье нации и идеология. Это является абсолютной выгодой для государства. Основная проблема в том, что государство финансирует профессиональные клубы. Но чтобы уйти от этого, нужно создать эти базовые вещи. Во всем мире так строилось. Государство - первый инвестор, от которого все зависит.

Государство заинтересовано в здоровье нации, безусловно. Просто я удивлен, что за футбольными клубами тоже стоит бюджет. Согласен, что благодаря развитию массового футбола появятся новые таланты, которые станут профессионалами, войдут в национальную сборную. А сколько в среднем зарабатывает профессиональный футболист?

– В среднем 2 млн. тг. Нужно понимать, что у футболистов короткий век.

Во сколько в среднем обходится содержание футбольного клуба?

– В среднем около 2 млрд. тенге должно быть, чтобы чемпионат был конкурентоспособным.

Ваша идея прекратить государственное финансирование в профессиональные клубы, чтобы, спустя время, заработали рыночные отношения внутри футбольной индустрии?

– Для этого нужен фундамент. Если брать законодательную базу, корректировкам могут быть подвергнуты три-четыре подзаконных акта, а, в целом, она вполне приемлемая. Основа – инфраструктура. Что касается фундамента, футбол должен быть национальным проектом. Необходим стратегический документ, где будут отражены роли и ответственность всех участников, определен механизм финансирования. Самое главное – создать этот фундамент, бизнес делает надстройку. Тогда пойдут и академии, и школы, и прочее.

Я смотрел, сколько денег тратится на футбол, это огромные цифры в долларах, не знаю, насколько корректны эти данные. Основная мысль – КФФ организатор национальной идеи по продвижению футбола. Денег тратится достаточно, зарплаты неплохие, активно развиваются в Казахстане бокс, борьба и др., а что с командными видами спорта?! Почему не получаются результаты в футболе?

– Вы сами подняли вопрос о командных видах спорта. В нашем казахстанском обществе это корневая проблема. Культура командной работы не развита. Мы научились играть за себя, против кого-то, а вот играть в команде, за всех и за результат, пока нет. Футбол самый массовый, доступный вид спорта, он должен являться главным тренажером, чтобы приобрести навык командной работы. Командная работа - не технический навык, а именно культурный. В этом я вижу свою позиция не просто говорить об этом, а реализовывать культуру командной работы. При таком масштабном охвате футбол это позволяет. И для детей, и для взрослых, нужно проводить такую работу. Потому что это не какой-то академический навык, а регулярная практика и труд. Желательно, вокруг этого принципа и строить нашу работу. Футбол является социальным феноменом и двигателем национальных идей.

– Адлет, футбол занимает очень много времени. Бизнесом в Казахстане его назвать сложно. Зачем Вы решили прийти в футбол?

– Вот поэтому я и затронул тему командной работы. Дело в том, что три года назад я начал инвестировать в проект «Научный институт прикладного менеджмента». Мы с партнерами разрабатываем ряд технологий по системе управления. Был рассмотрен ряд сложных проблемных проектов, которые интересно было бы поднять на новый уровень. Футбол – интересный проект, вошедший в кейс нашего института. Полтора года назад я обратился в федерацию, чтобы проспонсировать исследования. Адильбек Джаксыбеков дал добро. Очевидно, что культуру командной работы можно реализовать через футбол. Если все получится, это будет настоящий прорыв.

Большое спасибо за хорошее и интересное интервью. Думаю, всем зрителям будет интересно послушать. Тем более, в скором времени, некоторые регламенты будут меняться, это должно положительно сказаться на развитии футбола в Казахстане. Как бы Вы в целом подытожили наше интервью?

– Учитывая большой охват и массовость, футбол – это целая отрасль, это социально-полезная деятельность. Моя большая мечта, чтобы футболу был присвоен статус национального проекта.

Надеемся, что Ваша мечта сбудется.

Share
Up